Выставка работ Юрия Штапакова «Явление обратно»
Галерея «Ясная Поляна, Тула 12 ноября – 20 декабря 2008
«Как мне кажется, творческий человек по крупинкам переносит драгоценности в наш мир из иного, лучшего мира. Но он никому не служит и ничем не управляет. Его позиция довольно скромна. Он просто символ дерева и передает то, что приходит к нему из глубины».
Юрий Штапаков
Выставка названа фразой, взятой из рассказов Даниила Хармса. Это не случайно… Петербургский художник Юрий Штапаков давний знаток и почитатель творчества Хармса. Он обращался как к отдельным его произведениям, иллюстрируя или же разыгрывая по ним небольшие сцены для фотографий. Особенность графики Юрия Штапакова в ее узнаваемой манере - юмористической, с ясной прорисовкой линий и пятен, образующих эффектную орнаментальную фактуру. Художник работает преимущественно в технике офорта, используя небольшие форматы для печати, тщательно продумывая каждую композицию, которая в оспринимается как отдельная сценка- клеймо.
В своих гравюрах он тяготеет к жанровой занимательности и характерности создаваемых образов. Его стихия - в особой игрушечно-гротескной занимательности выдуманных персонажей созданного им пластического мира родственного анимации. Человечки будто бы специально придуманы для того чтобы перевести разговор из серьезной в дурашливо- шутливую плоскость.
…Техника офорта, освоенная им в совершенстве, часто дополняется другими, изобретенными мастером приемами, что при печати создает нужный эффект, обогащает фактуру оттиска. В результате в гравюру привносится необходимое для восприятия его образов разнообразие, тот или иной гротескный или комически-карикатурный мотив обыгрывается специфическим техническим приемом…
Иллюстрации развивают традицию анекдотично обыгранного Хармса: острохарактерного, персонажного и отчасти карикатурного. В них есть ценное в данном случае качество, позволяющее почувствовать время за счет фактуры — это верно найденный матричный тон заштрихованного серого палимпсеста, на обрывках и фрагментах которого нанесены «корявые» гротески художника. Это в полном смысле этого слова оригинальная графика, построенная на параллелизме ассоциаций, подчиненная духу текста и в некоторых мотивах перекликающаяся с рисунками самого Хармса (шарж на А.Введенского (?) и др. 1930-х годов). В свои эстампы он любит привносить цвет, раскрашивая их от руки, что вкупе с живой, экспрессивной "волосистой" линией сообщает им жизнь и теплокровность.
Все, что делает Штапаков в графике, находит органическое продолжение и в живописи, за единственным замечанием, что в последней он дает волю цвету, сводя все к сочетанию ясно очерченных линий и пятен. Вместе с П. Белым он проводит мастер-классы по технике гравюры в их совместной мастерской, ставшей за последнее время одним из центров новой графики Петербурга.
Сам Хармс никогда не был в Туле. Зато в гостях у Льва Николаевича Толстого был его отец- Иван Павлович Ювачев. Биография Ювачева, бывшего в юности революционером, а затем раскаявшегося, могла заинтересовать Толстого, в свою очередь непререкаемый духовный авторитет яснополянского старца притягивал к себе русскую интеллигенцию .
С Иваном Павловичем и его книгами Толстой был хорошо знаком. Софья Андреевна Толстая, жена писателя, вела переписку с Ювачевым. В письме от 1 марта 1908 года она сообщила ему о чтении Толстым и членами его семьи книг Ювачева: "Они захватывают такие интересные вопросы и области в человеческих жизнях, что все начали их читать. Вчера вечером прочли вслух "Шлиссербургскую крепость" и "Монастырские тюрьмы". По мере того как читали, Лев Николаевич неоднократно говорил: "Как хорошо пишет", или "Как просто, как прочувствованно ..."
Глеб Ершов
кандидат искусствоведения,
куратор галереи Navicyla Artis,
Петербург
Вернуться к новостям
|